Как выбрать велокомпьютер

Велокомпьютер — очень интересная вещь: непосредственно для езды на велосипеде не нужна, но почти у каждого велосипедиста или имеется, или он предполагает ее приобрести. Практически каждый начинающий велонаездник, немного освоив двухколесный транспорт, хочет знать, сколько километров он намотал, с какой скоростью, какие подъемы преодолевал, а некоторые — еще и сколько калорий при этом потратил. И если уж у вас появился велосипед, то знание, как выбрать велокомпьютер, лишним не будет: все равно рано или поздно потребуется.

Содержание

Функционал: необходимо и достаточно
Способ обмена данными: по проводам и без них
Свойства: без чего не обойтись
Цена вопроса 

Функционал: необходимо и достаточно

Выбирая велокомпьютер, следует подойти к делу самокритично и честно — это сэкономит деньги и нервы. Условно все огромное многообразие моделей можно разделить на предназначенные для покатушек, любительского спорта и профессиональных занятий. Это разные функциональность и стоимость, потому оцените свои потребности объективно.
Как выбрать велокомпьютер
Если ваш велосипед везет вас с работы и на работу, в выходные у вас велопрогулки на дачу, а порой походы выходного дня, то 5-8 функций велокомпьютера начального уровня вас вполне удовлетворят. Все, что хочется знать, он покажет:
скорость текущую и за выбранный период
пройденное расстояние за день и общее
время движения
время и дату. 
Для всего этого потребуется единственный датчик на вилке. Такие модели стоят недорого, относительно долговечны и просты в настройке и эксплуатации. Принцип работы любого велокомпьютера — отсчет от длины окружности колеса. Так определяется пройденное расстояние, а с ним высчитывается и скорость: датчик всего лишь передает количество прохождений магнита мимо геркона. Все остальное — вычислительные процессы.
Если минимального набора функций вам мало, то более дорогие модели рассчитают прирост скорости, составят графики и диаграммы, будут отслеживать треки по GPS — игрушки интересные, но для большинства велосипедистов лишние. Если модель предусматривает наличие единственного датчика-геркона, то большое количество показателей — это фикция. Расчеты в этом случае очень приблизительные и усредненные, хотя некоторые производители обещают чуть ли не пульсометры, счетчики расхода энергии и каденса (частоты педалирования). Все эти цифры на экране иметь ничего общего с реальностью не будут. Для точного подсчета каденса нужна модель велокомпьютера с датчиком, установленным на шатуне, для считывания физиологических показателей — минимум отдельный пульсометр, а расход энергии высчитывается по сложным формулам.
Как выбрать велокомпьютерПример крепления магнита к спицам колеса
С повышением стоимости добавляются и возможности велокомпьютера, особенно актуальные для туризма. Встроенные GPS-навигаторы пригодятся при выборе пути, дополнительные датчики позволят следить за температурой воздуха, влажностью, давлением атмосферного столба, положением над уровнем моря. Для простых велопрогулок такие компьютеры не нужны, но в многодневных походах со сложными условиями могут пригодиться.
Вернуться к содержанию

Способ обмена данными: по проводам и без них

Вне зависимости от функциональности, велокомпьютеры могут быть проводными и беспроводными. Проводные дешевле и проще в обращении, их показатели точнее и никакие внешние факторы влиять на них не могут. Конструкция предполагает закрепленный на вилке датчик-геркон, магнит на спице колеса и сам велокомпьютер с базой, к которой подведен провод от датчика. Неудобства такого варианта разве что эстетические: провод приходится как-то убирать. Обычно крепление быстросъемное, позволяющее не оставить симпатичную вещичку на поживу мародерам.
Беспроводной вариант исключает любые провода, так что ничего не болтается и не путается, не повреждается в пути. Связь между базой/велокомпьютером и датчиком-герконом обеспечивает радиомодуль. Бывает, что на его работу влияют помехи, а при движении в группе (или даже при разъезде со встречным велосипедистом) велокомпьютер может пытаться считывать показатели чужого датчика. Энергией гаджет снабжают батарейки, и чем больше функций, тем больше должна быть их емкость. Беспроводные варианты потребляют энергию активнее, проводным хватает минимума надолго. Большинство современных велокомпьютеров среднего эшелона позволяют заменить батарейки без потери сохраненных данных.
Вернуться к содержанию

Свойства: без чего не обойтись

Если функциональность и способ связи между датчиками и базой могут быть делом вкуса и зависеть от поставленных велосипедистом задач, то перечень следующих свойств должен иметься в описании любой модели велокомпьютера.
Влагозащищенность — важнейшее свойство, потому как даже мелкий дождик или роса могут привести к полной неисправности электронных компонентов. Велосипед все же транспорт всепогодный, поэтому надеяться избежать осадков не приходится. Чем выше класс оборудования и стоимость, тем надежнее велокомпьютер защищен от влаги. Но это не значит, что с ним можно переплывать чудный Днепр при тихой погоде — достаточно выдерживать обычные дожди.
Пылезащита — еще одно нужное свойство, позволяющее предотвратить загрязнение электронных компонентов. Даже если ваши треки будут проходить в чистеньких европейских городах по чистеньким европейским улицам — от грязи никуда не деться, что уж говорить о наших не совсем благоустроенных дорогах или их отсутствии. Присвоенного уровня защиты от пыли велокомпьютеры, как правило, не имеют, поэтому надо смотреть на качество сборки: щелей в корпусе быть не должно.
Велосипед испытывает постоянные вибрации, поэтому велокомпьютер не должен на них реагировать сбоями. Соответственно, необходима хотя бы минимальная ударозащищенность, а ввиду частых возможных падений — еще и ударопрочность. Первое обеспечивает хорошее крепление, с виброгасящими резиновыми прокладками и хотя бы парой болтов, второе — качественный пластик корпуса.
Важны и свойства экрана. Большинство моделей велокомпьютеров снабжены монохромным экраном, если не предполагают функций навигатора и прочих наворотов. Хорошо читаемые цифры — шикарный плюс, потому как в пути блики, пыль, вибрации не позволят присматриваться. Очень нелишней будет и подсветка.
Вернуться к содержанию

Цена вопроса

Сэкономить на велоаксессуарах хочется всегда: велосипед сам по себе удовольствие недешевое, а новый требует множества дополнительных штрихов к портрету, что выливается в круглые суммы. Потому дешевый велокомпьютер кажется находкой, особенно когда велосипедист отдает себе отчет в ненужности огромного набора функций. На развалах можно найти модели от ста рублей, в магазинах чуть дороже — при этом смотреть на четырехзначные ценники совсем не хочется. Но совсем уж глубокая экономия — ошибка. Самые дешевые велокомпьютеры могут вообще не заработать, могут сломаться после первых покатушек, рассыпаться от вибраций, а трещины при установке крепления — самое частое дело. Обычно это модели шикарного китайского брэнда “безымянный”.
Тогда в какую сторону смотреть? Достойных игроков на этом рынке в России не очень много. Некоторые производители велосипедов либо выпускают свои, либо брендуют качественные нонеймы (не желая терять лицо). Традиционным качеством при невысокой стоимости отличаются независимые VDO и Sigma Sport, а также Cateye, класс премиум достойно представляет Polar.
Тем, кто не хочет тратиться на велокомпьютеры, можно посоветовать пользоваться собственными смартфонами: существует много программ, вычисляющих дистанции и скорость движения велосипеда. Никаких датчиков не требуется — отслеживание ведется по GPS.

Ссылка на основную публикацию